?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Свершилось. Я записала воспоминания очевидцев, которые прошли, а скорее проехали, нехожеными тропами Кольского. В марте прошлого года состоялся первопроход маршрута через восточные окраины и самое сердце полуострова.
Когда я села рядом с Сережей с ручкой на перевес, он  мне - ты чего с ручкой? Ты же на компьютере так быстро печатаешь.
Ну, не быстрее же чем ручкой, - удивилась я. Оказалось и правда быстрее. Неожиданное такое открытие.

Когда-то очень очень давно Сережа впервые доехал до Краснощелья. Это был практически подвиг. Потом Сережа впервые пересек полуостров от Баренцева моря до Белого. Потом проехал через Стрельну и выехал в Краснощелье с юго-востока. После этого я сразу подытожила, ну, что теперь дальше до Островного махнешь?
Сережа: "Нет-нет. Куда уже дальше."
Ну-ну, подумала я.

Прошло 2 года и до Островного пока не доехали, но маршрут через самый центр Кольского Варзуга - Стрельна - Сосновка - Каневка - Краснощелье пройден.

Много слов и фотографий. Иногда тут будет как будто Сережа говорит, иногда - как будто я.





Я уже писала про современное состояние удаленных поселков на Кольском. При повторном просмотре карта жителей Мурманской области напомнила мне о фотовыставке Первозданная Россия. Где в очередной раз было сказано, что дальневосточных леопардов осталось всего порядка 30 особей. Так вот и жителей в Сосновке и Каневке осталось всего по 50 человек. Но в отличие от леопардов люди не вымрут, вымрут лишь только поселения. Причем, так, что потом и не найдут даже. Первозданная Россия еще раз показала, что увидеть что-то реально первозданное в нашей стране можно только там, куда обычный человек никогда не попадет.

Количество жителей в поселках по переписи 2010 года.




Маршрут рождался мучительно и не складывался. Не понятно было как ехать. Местоположение ночлегов было несуразное. Ни два ни полтора, что называется. За один день доезжали до Стрельны, а дальше не понятно.  От Стрельны до Сосновки для одного дня слишком мало. А доехать от Стрельны до Каневки слишком много. В результате решили не спешить и все посмотреть медленно. Был вариант напрямую от Стрельны в Каневку. Но это было лишено смысла без Сосновки.

Сережа долго думал, как назвать сей героический план. Придумал - "Ориентация Север!"
Помните песня была у Лолиты «Ориентация Север, я хочу, чтоб ты верил, я хочу, чтоб ты плакал!»
Мы обожаем ее, я имею в виду песню. Если вдруг слышим где-то, тут же всей семьей начинаем орать, подражая экспансии Лолиты. Так вот в честь этой песни и был назван маршрут.

Маршрут итоговый


Команда. В путешествии участвовали исключительно бывалые и героические.
Две выдающихся женщины. Оля Марышева. Я помню как сама лично рассказывала Оле про ее предстоящий первый маршрут. Она всего боялась, но оказалось в последствии, что бояться нужно ее. Потому что она была рождена для снегохода. При этом молодая и симпатичная. Марина - выдающая женщина. Человек, занимающий высокий пост с очень сильным характером, объездившая весь мир и очень эрудированная и начитанная. Конечно, к путешествию это не особенно имеет отношение, но Сереже это очень приятно и он любит с ней общаться.

Некоторые были приглашены особо. Игорь Колоколов, с которым мы проехали первопроходы маршрутов "От Баренцева до Белого" и "Планета Кольский". Где два, там и три. Летает на самолетах, имеет бтр и вообще. Почти все фотографии в рассказе - его. Серега Сафонов, который снимал видео про Хибины-Белое море. Я хотел, чтобы и в этот раз он сделал фильм. И я его уже представляла. Сергей - активный путешественник. Везде был. Также были приглашены литовцы, но от прежней старой команды приехал только Эдмундас по прозвищу Росомаха - человек вольный, любящий путешествия. С Эдмундасом были еще два литовца - Валиус и Андрей, которые были новенькими,  но Эдмундас за них поручился. Еще  с нами был Марсель - энергичный и активный предприниматель.

Такой веселой командой мы отправились в путь. Так как люди все были опытные, то собрались все быстро и выехали из Варзуги в сторону Стрельны.

Команда в Стрельне


Традиционный перед стартом экспедиции сбор возле церкви в Варзуге. Фото И.Колоколова.
У меня что-то с настройками журнала, надо, видимо, что-то менять. Все фотографии уменьшаются. Фотографии Игоря большие и качественные, но в конечном виде получаются уменьшенными.


Дорога по берегу Белого моря была известна. Часть компании ее уже видела, поэтому доехали без проблем. Все это уже было - Белое море в торосах, Терский берег, заброшенные села, рыбацкие избы и, конечно, лошади, которых сильно любим.

Белое море. Фото И.Колоколова






Погода была серой и унылой. Как встала в первый день, так и тянулась всю поездку. Сережа говорит, что такая погода - она в принципе самая комфортная. Нет сильного мороза, и нет сильного ветра. Но при этом нет каких-то пейзажей потрясающих и какой-то неистовой радости тоже нет. Говорит, что вот эта погода внесла некоторую едва уловимую тягучесть в поездку. Иногда все-таки хотелось или ветра или мороза, т.е. каких-то изменений. А не вот этого бесконечного серого на сером.

Селфи


Заезжали опять на аэродром в Чаваньге. У Сережи по центру какое-то пятно на всех фотографиях.


Фото И.Колоколова


Сельский клуб






Здесь нужно смотреть на малюток в санках


Покосившиеся дома Тетрино. Всегда там неуютно. Правда бываем там всегда вечером, может от того и неуютно. Несмотря на покосившиеся дома - новехонькая детская площадка.


Лошади якутские одичавшие. Про лошадей подробнее здесь и у Александры Горяшко






Уже вечером Стрельна и Саша. Саша Павлов - это не человек, а гора добра. Не видел никого, кто бы как-то равнодушно отнесся к Саше. Потому что это просто невозможно. Метр восемьдесят пять, мегапозитивный, что совершенно непонятно почему. Потому что живет он в единственном жилом доме в заброшенной давно Стрельне с двумя маленькими детьми.
Саша работает гидом в ныхлыстовом рыболовном лагере.


Саша - настоящий хозяин. Хозяин земли. Фото И.Колоколова


Саша объясняет Сереже дальнейший путь. С фотографиями все понятно уже я думаю - хорошие и большие - это фото Игоря. Маленькие, уменьшенные, еле втянутые при нашем полном отсутствии интернета, да еще и с пятном по центру - это Сережины.


Про то, как Саша принимает, только вскользь упомянем. Пельмени с семгой, морошковый самогон, полынная настойка, варенье 10 сортов с блинами. Бесконечно вкусно, уютно, доброжелательно.


Кошка. Фото И.Колоколова


Заправка снегоходов. Фото И.Колоколова. Все топливо завезено во все места ночевок заранее. То есть чтобы проехать маршрут, сначала нужно доставить и завезти топливо по всему маршруту.


Собака из Стрельны. Фото И.Колоколова.


В таком сложном путешествии все участники помогают Сереже на всех этапах - зачехлить снегоходы, снять вещи, закрепить вещи, заправить снегоходы. Сережа: "Единственное, что я делал сам - это утром обстукивал снегоходы и осматривал ходовую часть каждого".

После Стрельны мы по берегу движемся в Сосновку. Там всего 100 км. Но надо сказать, чем дальше от Стрельны, тем меньше следов человека. До Сосновки находится только Чапома, Никодимский маяк и Пялица.  Людей по пути видели, но крайне мало.

А после Пялицы до Сосновки ничего нет. Места начитаются грустные, потому что прямо к берегу подходит полоса тундры, лес далеко. Через каждый километр поморское тони - поморские рыбацкие избушки. В одной из них пообедали. Голо. Места неуютные. И погода пасмурная. Хотя на море видели тюленей. А море такое все в поломонных льдах и местами с открытой водой.





Старая телеграфная линия с поваленными столбами. Телеграфка шла по всему берегу Кольского. Фото И.Колоколова.


А мы подъезжаем к Никодимскому маяку. Он всего в 20 километрах от Стрельны. Маяк Никодимский — 3 жителя - смотрители маяка (уже писала про него). Никодимский маяк — один из самых труднодоступных маяков на Кольском, построенный более 150 лет назад. В 2006 году маяк капитально реконструировали: заменили обшивку и укрепили фундамент, сохранив при этом первоначальный вид. Теперь маяк может похвастаться современными системами энергопитания и солнечными батареями. За красный цвет проблесковых огней некоторые туристы прозвали его «Оком Саурона» (это я списала у Игоря Колоколова, сама такого не слышала).



Искали смотрителей - не нашли. Дом закрыт.




Все - дальше, после Никодимского маяка, Сережа не был. Доезжаем до поселка Пялица — 14 жителей. Пялица известна с XVI века как селение терских поморов. По описи 1871 года в Пялице насчитывалось 29 жилых домов, в которых проживали 170 крестьян. На 1915 год в селе проживало 310 человек. После перестройки Пялицкий рыболовецкий колхоз объединили с чапомским. Скот и техника была перевезена в соседнее село. Закрылся клуб, школа, магазин, медпункт.



Фото И.Колоколова.


Запрудили улицу




В Пялице мы встретили дядю Борю. Он так сразу и сказал: "Я - Дядя Боря". Он сидел на реке и ловил навагу. Через 30 сек. разговора с ним выяснилось - А ко мне тут Валерка приезжал. Оказалось, что это наш хороший знакомый, Валерий Михайлович - наш зубной врач.

"Сереж, ну, Пялица выглядит жилой или нежилой?" "Да, не понятно. Видели, как мужики воду набирали. 3-15 человек точно зимуют. Лета ждут. А летом будут рыбалить, охотить, ягодить. А зимой просто ждут лета."

Протискиваемся вдоль берега


Такая прибрежная полоса


Кусок скалы вот. Сережа говорит, что складчатость здесь интересная.


И, наконец, Сосновка. При въезде в Сосновку весь снег залит красной кровью. Стало жутковато. Фото И.Колоколова.


Продолжение следует.

Recent Posts from This Journal

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
natovich
Jan. 17th, 2016 04:32 pm (UTC)
Фотки по клику открываются в большом размере. Вот никогда бы не подумал, что столько народу ещё живёт. Читал как одна компания пешком прошла по берегу от Мурманска до Кандалакши - так там людей почти не фигурировало до Варзуги. А почему в Островной не катаются? Наверное людям было бы интересно глянуть на руины совецкой ядреной мощи? Типа, где деньги закопали и почему мы сейчас так хорошо живём, хотя мало работаем - потому что вот не тратили столько на танки и ракеты. А тут новые грабли - короче наглядно можно туристам растолковать экономику Мордора.
2_travellers
Jan. 17th, 2016 05:11 pm (UTC)
В Островной не пустят, я думаю. Там же воинская часть. Но Серега, я думаю доедет, обязательно. Как проехали этот маршрут, так сразу появились планы про еще дальше.
mariam2go
Jan. 17th, 2016 05:05 pm (UTC)
выглядит невероятно, но как же холодно)
2_travellers
Jan. 17th, 2016 05:07 pm (UTC)
как раз в этот раз было не очень холодно, благодаря тусклой погоде:)
alexandragor
Jan. 18th, 2016 04:12 am (UTC)
Спасибо за зимних лошадок в компании со снегоходами:)

А как вся команда оказывается в начале маршрута, в Варзуге?
2_travellers
Jan. 18th, 2016 08:10 am (UTC)
Люди до Варзуги добираются обычным способом - по дороге.
Снегоходы приезжают туда в рамках маршрута Хибины-Белое море или от Баренцева до Белого. У Сережи все маршруты закольцованы, приезжает маршрут в Варзугу и следующий уезжает в другом направлении. И так всю зиму:)
Люди прибывают кто как. Кто-то прямо в Кандалакшу на поезде, кто-то летит самолетом в Мурманск или Апатиты. А литовцы, например, приехали на своем авто в Кировск. Оставили машину там и поехали вместе с Сережей и барахлом на машине из Кировска.

Логистика там жесткая. Особенно, если приезжает снегоходов 8, а на маршрут приехали всего пятеро. Трое, например, заболели, решили не ехать или еще что. И куда деть оставшиеся 3 снегохода? Приходится нанимать машины, вывозить.

А один раз не приехал целый заезд. И была та еще история с вывозом техники. Ведь следующий маршрут начинается уже из Туманного, например.
alexandragor
Jan. 18th, 2016 08:17 am (UTC)
Ни фига себе логистика. Рехнуться ж можно, пока все состыкуешь. А особенно, пока разрулишь все несостыковки))
2_travellers
Jan. 18th, 2016 08:23 am (UTC)
ну, так Сережа полгода находится в рехнувшемся состоянии:). Сначала пока это все дело выстроит, потом организует, завезет топливо, потом уже люди пошли, кто приехал, кто нет. Туда - сюда по Кольскому.
А в мае мы получаем Сережу заиндивевшего и рехнувшегося уже практически полностью:)
alexandragor
Jan. 18th, 2016 08:24 am (UTC)
И отогреваете его дыханием до следующего сезона))
2_travellers
Jan. 18th, 2016 08:26 am (UTC)
да-да!
chellove4ishe
Jan. 18th, 2016 10:31 am (UTC)
здорово!
lenorlux
Jan. 19th, 2016 05:25 am (UTC)
сразу вспомнилось, как мы в марте 2007 на снегоходах от Ловозера до Краснощелья ехали. Тоже на стойбище к оленеводам заезжали.
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com