?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На сайте Эхо Москвы опубликована статья о проблеме Партамчорра.
Статья моя с поправками Михаила Рыжова

http://www.echo.msk.ru/blog/vikulina_m/908783-echo/


Тут уже звонили мне из мест не столь отдаленных.

Скоро уже в кутузку на 15 дней посадят.

Так что недалеко мне до Навального осталось

Чем и как помочь проблеме

ХИБИНЫ ХОТЯТ УНИЧТОЖИТЬ


На Крайнем севере в Мурманской области в горах Хибинах идет спор о месте прокладки дороги. Дорога эта непростая. Если ее построят, то о Хибинах – уникальном природном объекте, можно будет забыть навсегда. 



Хибины – небольшой горный массив на Кольском полуострове. Они известны многими вещами: единственной в своем роде геологией и рельефом, кристально чистыми реками, большим количеством редких «краснокнижных» растений. 

Но самое главное, чем знамениты Хибины - это туризм. Без преувеличения можно сказать, что Хибины – это туристическая и альпинистская мекка Европейской части России. Хибины легкодоступны (у подножия – города Кировск и Апатиты), невелики, невысоки, и от этого относительно легко проходимы. Все это очень удобно для детского туризма. По разным оценкам Хибины с туристической целью посещает 40000-50000 человек в год. 

Природа и туризм делают Хибины УНИКАЛЬНЫМ, не имеющим аналогов местом. 

Из грустного: Хибины – место добычи апатита (сырье для производства фосфорных удобрений). С начала ХХ века апатит добывают в юго-восточной части Хибин, которая благодаря этому уже давно утратила свой первоначальный внешний облик. Добываемый здесь апатит идет на экспорт, российским аграриям остается лишь небольшая часть, которая остается. 

Идея о том, что Хибины должны быть охраняемой территорией, возникла аж в 1917 году, всего за пару дней до Октябрьской революции (или переворота – кому как). Ее высказал на заседании Русского географического общества Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шаньский. Он назвал в своем докладе 45 территорий Российской Империи, и все они в разные годы стали национальными парками и заповедниками. Все, кроме Хибин. 

Только в 2000 году, подготовленное энтузиастами эколого-экономическое обоснование национального парка «Хибины» было одобрено соответствующими инстанциями. 

Однако на этом история активного участия органов государственной власти в процессе создания парка "Хибины" и заканчивается. Последовавшие за этим годы непрерывной административной реформы полностью развалили, в том числе и систему управления охраняемыми природными территориями. В течение всего этого времени попытки дальнейшего продвижения парка наталкивались на неспособность государственных структур добиваться выполнения принятых решений. 

Поэтому вся инициатива в работе над его созданием перешла к неправительственным организациям и заинтересованным людям из научных организаций и туристического сообщества. Для координации действий был создан Общественный совет. 

В последние годы удалось добиться значительно прогресса: национальный парк «Хибины» перестал быть идеей отдельных энтузиастов, и включен Министерством природных ресурсов и экологии РФ в проект Схемы территориального планирования РФ и вставлено в план работ министерства. А декабре 2011 года распоряжением Правительства РФ создание национального парка назначено на 2015 год и включено в Концепцию развития ООПТ федерального значения. 

Сейчас мы (общественный совет) сосредоточили наши усилия на скорейшем создании национального парка. Однако федеральные ведомства работают очень медленно, склонны забывать свои же решения и обещания, поэтому включение парка "Хибины" в официальные документы еще не гарантирует его создания. 

На фоне деятельности общественного совета по созданию национального парка в 2005 году, как черт из табакерки, появляется компания СЗФК – дочернее предприятие компании «Акрон». Новообразованная компания моментально получила лицензии на разработку двух месторождений апатита в Хибинах – Олений ручей и Партомчорр. Ведь это создание национального парка длится годами. А начать курочить недра – плевое дело. Раз и начал. 

Одно из полученных СЗФК месторождений - Партомчорр - находится в северной части нетронутых гор, где еще текут чистые реки и растут единственные в своем роде лютики. Это самое сердце Хибин. Здесь сходятся все туристические маршруты. И если учесть масштабы Хибин, то разработка этого месторождения нанесет непоправимый урон всей экологии гор. 

Месторождение Партомчорр – бедное, находится далеко от всей промышленной инфраструктуры. Все решили, что СЗФК просто застолбили место на случай ядерной войны. Ведь на разработку Партомчорра в дремучих лесах потребуется такое финансирование, что проще привезти апатит из Канады. Им бы с Оленьим ручьем управиться. Так думали все – разработка Партомчорра нецелесообразна ни с какой стороны. Но для СЗФК нашлось финансирование даже в разгар экономического кризиса. На север Хибин пришли бульдозеры, чтобы валить деревья. 

Попытки остановить начало освоения данного месторождения ни к чему не привели. Но это еще полбеды. К месту разработки надо будет как-то доставлять рабочих и увозить руду огромными БЕЛАЗами. Для этих целей СЗФК планирует начать строительство дороги. Вариантов несколько, но компания остановилась на самом простом и выгодном. Проложить дорогу через всю восточную часть Хибин, тем самым пересечь их по диагонали. 

На днях начинается рубка леса на территории более 100 га под строительство рудника. Одновременно Мурманская фирма ТИСИЗ, как подрядчик СЗФК, взяла в лесхозе участок под проектирование строительства дороги по самым нетронутым местам. Это тоже, оказывается, можно сделать за один день. 

На данном этапе общественный совет пытается добиться переноса планируемой дороги на север Хибин, чтобы она шла вокруг гор по подножью, с запада, от Октябрьской железной дороги, а не прорезать их насквозь. 

Если эта дорога будет построена – это будет конец всем Хибинам. Хибины – это не Кавказ и не Урал. Они ведь очень маленькие. Уничтожить их можно одним росчерком пера. После прокладки данной дороги Хибины просто перестанут существовать. И создание национального парка при таком раскладе становится бессмысленным. 

И весь этот разговор был бы сплошными эмоциями недобитых экологов, если бы все дело с Партомчоррским месторождением не было завязано на сиюминутной прибыли. Партомчорр важен для СЗФК только и исключительно из-за того, что с ним акции СЗФК дороже стоят: сырьевая база – целых два месторождения! А с рудником еще дороже! Это единственная причина для разработки месторождения – сам «Акрон» признается на своем сайте, что экономическая эффективность Партомчорра невысока, так как слишком мало в этой руде полезного компонента – пятиокиси фосфора, из-за чего никто, кроме новоявленной СЗФК, и не хотел его разрабатывать. Поэтому, если сырье и будет добываться, то уйдет в Китай или еще куда (НО НЕ В РОССИЮ), а быстро добытые и забытые деньги пойдут в карман олигархов. 

Все остальные получат проблемы, и обезображенные Хибины. 

Хибины – после начала разработки Партомчорра – это полутруп. При строительстве дороги через восточную часть Хибин – расчлененный труп. 








Comments

( 23 comments — Leave a comment )
che_k
Jul. 13th, 2012 05:32 pm (UTC)
Можно будет этот материал использовать со ссылкой?
2_travellers
Jul. 13th, 2012 05:34 pm (UTC)
конечно же
только приветствуется!!!!
che_k
Jul. 14th, 2012 12:32 pm (UTC)
отпрвила сообщение в личку
irina_sh2011
Jul. 13th, 2012 05:41 pm (UTC)
Ну чем больше внимания к теме, тем лучше.
Может и будет толк от общественного мнения, я уже много где видела перепосты об этом.
А Навальному *слава* только на пользу идет)))
2_travellers
Jul. 13th, 2012 05:44 pm (UTC)
да, перепостов было не мало. Надеюсь, что хоть немного, но информация распространяется
irina_sh2011
Jul. 13th, 2012 06:03 pm (UTC)
А фотография, на сайте эхо москвы вместе со статьей, которая последняя в ряду, этот ужас где снят, какое это место?
2_travellers
Jul. 13th, 2012 06:16 pm (UTC)
это рудник Центральный на горе расвумчорр, которой уже нет на свете. срыли ее. Это Апатит разрабатывает. Там уже руда идет к завершению.
marina_alt
Jul. 13th, 2012 06:42 pm (UTC)
здорово, ты молодец!
а кто тебе звонил, откуда? пугали, что ли?
а Юлька тебе написала?
2_travellers
Jul. 13th, 2012 07:04 pm (UTC)
нет, Юлька не звонила.
ты бы дала бы мне ее координаты, чтобы я связалась сней
про пугали - позже
natovich
Jul. 13th, 2012 08:05 pm (UTC)
не подберу слов восхищения, и не знаю куда деваться от стыда за то, что даже не представляю, что здесь можно ещё сделать
2_travellers
Jul. 14th, 2012 07:37 am (UTC)
да, сделать тут можно очень мало, кроме того, что писать-писать и писать. И возможно кто-то услышит...
argentino
Jul. 13th, 2012 10:40 pm (UTC)
очень обидно, даже наблюдая со стороны и можно представить как это вам, очевидцам!
2_travellers
Jul. 14th, 2012 07:36 am (UTC)
обидно - это не то слово:(
tolyas83
Jul. 14th, 2012 04:44 am (UTC)
Скорее Чириковой.

Эх, жаль на Севере отношение такое к Хибинам. А то, не исключено, что кто-нибудь из местных "политиков" попытался бы сделать себе имя на этой ситуации.
2_travellers
Jul. 14th, 2012 07:32 am (UTC)
да, любителей природы у нас маловато будет:(
bfeliks
Jul. 14th, 2012 09:19 am (UTC)
Кстати, о Навальном и Чириковой. Не было попыток связаться с Чириковой и Ко? Может они бы приняли какое-то участие?

Edited at 2012-07-14 09:20 am (UTC)
2_travellers
Jul. 14th, 2012 09:53 am (UTC)
Не было. Я пыталась связаться с топовыми блогерами, которые мне либо отказали, либо проигнорировали.
Но с Навальным так и не связались.
Видимо, надо попробовать.
bfeliks
Jul. 14th, 2012 11:58 am (UTC)
"топовым блогерам" проблема Хибин врядли будет интересна. Единственный реальный шанс --- Чирикова.
alexandragor
Jul. 14th, 2012 02:16 pm (UTC)
На сайте заповедника вывесила. В "Русский север" бы еще...
2_travellers
Jul. 14th, 2012 04:09 pm (UTC)
в русский север я вешала. другой материал, но вешала
alexandragor
Jul. 14th, 2012 04:16 pm (UTC)
Да, видела. Мне кажется, этот тоже стоит. Пусть чаще звучит. Хуже не будет.
И еще отправила админу сайта ББС МГУ.
mashtol
Jul. 15th, 2012 07:57 am (UTC)
Марин, а официальные заявы писали, с номером и регистрацией даты приема к рассмотрению? со ссылкой на статус почти нац.парка?
В Росприроднадзор, в мин. природных ресурсов и экологии (http://www.mnr.gov.ru/activities/list.php?part=223), они вроде с агентством недропользования конкурируют, и в администрацию президента, как всегда?
потом, вот такие еще есть http://www.seu.ru/, может, у них совета спросить, к каким международным организациям обратиться?
а, ну и Гринпис..
а выходов на какой-нибудь ТВ новостийный нету? не могу чего-то придумать никого пока
2_travellers
Jul. 15th, 2012 08:07 am (UTC)
Про МСЭС спасибо. Не знала.
Сейчас у нас работает комиссия - СЗФК против "экологов" по поводу этой дороги.

Вся драма в том, что без этой дороги им не имеет смысла разрабатывать вообще. А дорога никак не приемлема для дальнейшего существования гор и краснокнижнных растений.
Мы еще боремся. WWF работает над этим плотно. И президенту писали и всем остальным - а то как же.

И они бы и рады все это бросить. Тут ошибка была изначальная - не надо было вообще в горы лезть. Все эти политические игры, от которых теперь будущее под угрозой. Глупость полнейшая. Амбиции одного мужика теперь всем все портят.

Короче, тут будет еще одно заседание. А потом уже Гринпис придется звать. Тут у нас некому на баррикады идти.
( 23 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com