?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ну, что же. продолжаем разговор

КТО ОТВЕТИТ ЗА ШТОКМАН И ХИБИНЫ?

В Хибинах в районе Умбозерского перевала появилась техника для проведения инженерных изысканий для проектирования дороги от месторождения Партомчорр к горно-обогатительному комбинату Олений Ручей. Вчера ЗАО «СЗФК» распространило официциальное сообщение о начале этих изысканий: http://www.szfk.ru/press/news/948.php 
Проектирование проводится по тому самому варианту, который исключает создание национального парка «Хибины» – через наиболее сохранившуюся восточную часть Хибинского горного массива. Таким образом СЗФК в очередной раз продемонстрировала категорическое нежелание считаться с чем-либо, кроме интересов своих собственников, и снова нарушила взятые на себя обязательства. Еще недавно точно так же действовала компания «Штокман девелопмент АГ».


Вырубки в долине Кунийок 17 августа. Фото Татьяны Холиной


Напомним о нескольких фактах, о которых СЗФК в своем сообщении в очередной раз умолчала:

1. Именно узнав об этом варианте проектирования дороги, Минприроды предложило СЗФК представить на рассмотрение пути транспортировки руды вне территории проектируемого национального парка, чего СЗФК так и не сделала.

2. Именно в отношении этого варианта специалисты по флоре из Полярно-альпийского ботанического сада-института Кольского научного центра РАН указали, что даже проектирование дороги по нему, не говоря уж о строительстве, может привести к нарушению российского природоохранного законодательства, так как будут уничтожены популяции растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

3. Именно в отношении Умбозерского перевала, через который проходит этот вариант, Институт промышленной экологии Севера указывал, что он должен быть особо охраняемым ядром будущего национального парка, чтобы компенсировать негативное воздействие на экосистемы от разработки месторождения «Партомчорра». 

4. Именно этот вариант, после того, как территорию для проектирования дороги по нему, и только по нему, взял в аренду «МурманскТИСИз», стал причиной обращений граждан и общественных природоохранных организаций к Правительству Мурманской области с просьбой обозначить позицию: что важнее для Мурманской области - создание национального парка, сохраняющего мировое достояние, или строительство промышленной дороги по варианту, который выгоден конкретной частной компании.

6. Перечисляя «колоссальный» экологический ущерб варианта дороги, который можно считать приемлемым (за северо-запад от месторождения, к станции Имандра), СЗФК «забывает» об уже имеющихся Октябрьской железной дороге и железнодорожных путях, принадлежащих ОАО «Апатит». Между тем, простой расчет показывает, что даже при максимальной проектной производительности рудника на Партомчорре (что маловероятно) понадобится не более одного железнодорожного состава в сутки, и поэтому говорить о прокладке своих дорог в дополнение к уже имеющимся путям не приходится. Получается, что компания принципиально не желает договариваться не только с общественностью, но и с другими хозяйствующими субъектами о совместном использовании инфраструктуры. 

5. Проект национального парка «Хибины» включен в Концепцию развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ) РФ, утвержденную распоряжением Правительства в декабре 2011 года. Определенная экспертами область была внесена в региональную Схему территориального планирования, Лесной план и предусмотрена региональной Концепцией развития ООПТ. Ни в одном их этих документов не предусмотрена дорога через восточную часть горного массива, но для внесения изменений в любой их них необходимы процедуры общественных слушаний, так же как в отношении проекта рудника на месторождении Партомчорр, что предусмотрено российским законодательством, и неоднократно было обещано руководителями СЗФК.

Более подробно о том, почему экологические организации возражают против этого варианта дороги – в пресс-релизе от 27 июля 

Сейчас на все обращения граждан в правительство Мурманской области от имени Комитета по промышленному развитию и охране окружающей среды Мурманской области приходят ответы: «создана рабочая группа. Изысканию начнутся не раньше, чем она придет к соглашению». Но известно, что техническое задание не согласовано, и, соответственно, никаких решений о начале изысканий не принималось. Представители экологических организаций, входящие в состав рабочей группы, настаивают на комплексном и детальном рассмотрении и сравнении всех вариантов транспортировки руды, они считают, что не может промышленная дорога, по которой перевозят руду, выполнять, как сказано в сообщении СЗФК, «функции охраны природы, рекреационные и просветительские», сколько бы мостов для перехода животных и насекомых на ней ни соорудили. Кроме того, это всего лишь обещания, а как выполняет свои обязательства СЗФК, уже хорошо известно. Официальное сообщение компании ясно показало, что с правительством Мурманской области компания также считаться не намерена. 

«Сейчас у всех на слуху провал другого проекта, гораздо более амбициозного – Штокмановского: он стал экономически бессмысленным из-за изменения конъюнктуры рынка, – говорит член рабочей группы при правительстве Мурманской области, научный сотрудник Института проблем промышленной экологии Севера, председатель Совета Кольского центра охраны дикой природы Виктор Петров. - Однако в ходе подготовительных и изыскательских работ были уничтожены местообитания трех видов растений занесенных в Красную Книгу РФ на огромной площади – почти 10 га. Уничтожено одно местообитание птиц Красной Книги РФ, очень сильно нарушено местообитание крупных хищных птиц, которое имело огромное научное значение, так так наблюдения за ним велись более 50 лет. Уничтожен один из важных объектов, ради сохранения которых проектировался памятник природы «Скалы Териберки», тундра распахана гусеничной техникой, необратимо нарушен ландшафт. Компания «Штокман девелопмент» обещала создать компенсационную охраняемую природную территорию для сохранения местообитаний малонарушенных тундровых сообществ, резкое сокращение которых в результате промышленной деятельности может привести к их исчезновению, но теперь, наверное, уже бесполезно спрашивать, кто реализует обещанное и восполнит нанесенный ущерб.

Рудник на месторождении Партомчорр очень многие специалисты называют заведомо убыточным из-за слишком бедной руды и необходимости больших затрат на транспортировку. Если этот проект из-за изменения внешних обстоятельств будет остановлен – кто ответит за ущерб, нанесенный экосистемам Хибин?»

В изыскательских работах «под Штокман» участвовало и ЗАО «МурманскТИСИз», которое теперь, как подрядчик СЗФК, взялось за «экологические изыскания» на Умбозерском перевале. Два года назад в отношении «МурманскТИСИз» было возбуждено уголовное дело за нарушения при изыскательских работах в районе Партомчоррского месторождения. Теперь СЗФК в очередной раз сетует на то, что «в ряде публикаций ее пытаются представить как разрушителя»…

Так выглядит сейчас дорога через Умбозерский перевал, которая, по словам руководителей СЗФК, «все равно уже существует». Фото Михаила Рыжова:











КОНТАКТЫ:
Михаил Рыжов, «Кольский экологический центр»:  mik-ryzhov@yandex.ru

Если вдруг кто-то не в курсе, то можно почитать здесь и здесь. И Хибины.инфо в первую очередь.



Comments

( 16 comments — Leave a comment )
sergey_dyluk
Sep. 4th, 2012 11:46 am (UTC)
В тексте постоянно упоминаются обещания со стороны хозяйствующих субъектов, и сетования на то, что они не выполняются. Стоит наконец запомнить, что хозяйствующий субъект и человек, ведущий переговоры от его имени - это две большие разницы. Обещание от хозяйственного субъекта - это полностью оформленный договор, гарантийное письмо и т.п., а все устные обещания - не более чем "п....ж на кухне вечером в пятницу".
Ошибка людей из НКО именно в том, что они этой разницы как-то не улавливают...
2_travellers
Sep. 4th, 2012 11:57 am (UTC)
Никто им не верит. А что мы можем сделать?
Они обещают, правительство, например, ведется на эти обещания.
В это время СЗФК все нарушает. И уже всем все равно, что они там обещали.
А мы верим-не верим, это уже никому не интересно.
Нас же все воспринимают как?
Как психов. Типа чего угомонится не могут. Сидели бы в мягких кожаных креслах и кофе пили бы. Нет будоражат чего-то общественность.
sergey_dyluk
Sep. 4th, 2012 12:20 pm (UTC)
Не совсем так. НКО учитывают данные "обещания" в своей деятельности, причём воспринимают их именно как "обещания". Ну, может с неким недоверием, но таки - именно как обещания. Более того, в силу этих устных "договорённостей" НКО (и около того) ограничивают себя в действии, что уже имеет вполне реальные последствия.
Для адекватного восприятия реальности стоит сломать таки этот стереотип. Любое "слово" юридического лица - это документ, закреплённый печатью данного юридического лица. Всё остальное к юридическому лицу отношения не имеет.
Есть группа людей, с которыми ведутся "переговоры", а есть объективная реальность. И на данный момент это достаточно параллельные вещи. Не, конечно приятно, когда тебя воспринимают как человека, стоящего внимания, и ведут с тобой беседы... Но к реально происходящим изменениям в Хибинах это отношения, по факту, не имеет.
Что можно было-бы сделать? Ну, как минимум существенно усилить общественный резонанс. Но это ОСОЗНАННО не делалось. Типа - "разговоры, переговоры... обещания..."
Михаил Рыжов
Sep. 4th, 2012 01:11 pm (UTC)
Этот общественный резонанс НКО пытались вызвать с того самого дня, как только стало известно о продаже лицензии на Партомчорр. Однако внимания к эти сообщениям было - ноль или около того, опять, мол, эти зеленые "бьют тревогу", пиарятся, значит. Но когда на Партомчорре начали валить лес, все вдруг проснулись - надо же, Хибины-то гибнут! А некоторые начали обвинять НКО - надо было бить тревогу раньше!
sergey_dyluk
Sep. 4th, 2012 01:24 pm (UTC)
Ну, против вырубки леса никто из активных участников процесса не возражал, насколько я помню. С самого начала. И это очень настойчиво декларировалось "экологами". Возражения касались исключительно дороги.
Реакция в обществе на реальные вырубки - во многом просто реакция в обществе на реальные вырубки, к PR данного события зелёные имеют лишь частичное отношение.
Общественный резонанс НКО пытаются вызвать лишь в определённой степени, без "перегибов на местах", и к концу лета пошло управляемое затухание этого процесса. Или вы как-то не в курсах? )
А если предположить, что этот "общественный резонанс" является максимально достижимым в рамках задействованных ресурсов, то стоит обратиться к специалистам по PR...
2_travellers
Sep. 4th, 2012 05:02 pm (UTC)
а где берут специалистов по пиар?
И они будут работать бесплатно?
sergey_dyluk
Sep. 4th, 2012 06:52 pm (UTC)
Попробуйте напрямую обратиться к сторонникам в социальных сетях. Напрямую. С чётко и конкретно сформулированной задачей. Повторяя сообщение ежедневно, до достижения результата. Только в контакте и фейсбуке количество людей не менее 1300 человек, и их ещё практически ни о чём не просили.
2_travellers
Sep. 4th, 2012 05:31 pm (UTC)
любой перегиб на местах тут же приводит к обвинению в неадекватности

А когда говорит серьезный дядька в галстуке и "от предприятия" - значит вот именно он дело говорит. А то, что он врет на каждом шагу и ахинею несет, это обывателю не всегда понятно. Но зато почему-то всегда понятно, что экологи - это люди не в себе.

А правительство мурманской области вообще ведет себя странным образом - как будто ждет, когда эти неугомонные и эти обещающие бабло разберутся.
sergey_dyluk
Sep. 4th, 2012 06:50 pm (UTC)
Ок. Представьте, что вы попадаете в Хибины, видите весь этот конфликт, но при этом ни слова не понимаете по русски. Что там кто говорит - вы не поймёте. Однако увидите сначала расчистку промышленной площадки, потом - строительство дороги, потом - разработку рудника. А кто что говорил - так и останется за кадром )
Обвинения, разговоры... С кем дискутируете? Создаётся явное ощущение, что у вас там сформировалась некое виртуальное пространство, куда попали "экологи" и некоторое количество делегированных туда персонажей от СЗФК и правительства области, и всё это варится как-то само по себе, почти в параллельной реальности, пока процесс освоение Партомчорра идёт по плану.
Михаил Рыжов
Sep. 4th, 2012 06:05 pm (UTC)
Видите ли, Сергей. Не нужно быть великим специалистом по PR, чтобы не понимать, что бомбардировка пресс-релизами и заявлениями без серьезного информационного повода, где не содержится новости, называется спамом, троллингом и прочими неприличными словами. Ситуация же с Хибинами очень непроста. Рубки на Партомчорре, как ни странно, законны. Это редкий случай, когда СЗФК не накосячила с разными разрешающими документами. При том, что законность строительства рудника сомнительна, так как не было общественных слушаний. Но, если мы начинаем громко протестовать против рубок, то предъявляются все документы в свете которых НКО выглядят просто горлопанами (а ведь именно этого и хочет СЗФК). Мы постоянно подчеркиваем, что нам сильно не нравится (мягко говоря) аванюрный проект с Партомчорром. Но планы прокладки дороги еще хуже. Конечно, сделано немало ошибок, но без них ни одно дело не обходится. Может, вы нам посоветуете специалиста по PR, который поможет спасти ситуацию? В рамках сильно ограниченных ресурсов?
sergey_dyluk
Sep. 4th, 2012 06:39 pm (UTC)
Вообще-то я нигде не писал, что протесты должны идти против рубок. Хотя - почему-бы и нет? Почему граждан должны устраивать даже условно законные действия? Решения как принимаются, так и отменяются. Также законно.
А информационный повод создаётся без проблем, стоит только поставить такую цель перед потенциально заинтересованными в протестных действиях людьми.
Специалиста по PR не хватает? Скорее, он изначально был не нужен, равно как и никто не искал и не воспринимал советы со стороны. Судя по действиям, не ставилось целей вести активную информационную войну. Скорее даже наоборот. Вероятно, это всё имело логичные обоснования, но со стороны выглядело достаточно непонятно.
Ну а если таки теперь такой специалист нужен - 1278 участников группы в контакте и 377 - в фейсбуке. Может поискать там, для начала? Или спросить об этом у всех сразу? Прямо и конкретно? ;-)
leviathan_mai
Sep. 4th, 2012 01:52 pm (UTC)
Репост
lucas1972
Sep. 5th, 2012 07:44 am (UTC)
вот здесь http://lucas1972.livejournal.com/389966.html?thread=3084878#t3084878 человек мнение озвучил.
2_travellers
Sep. 5th, 2012 10:31 am (UTC)
И ведь тоже мнение.
Местные молятся на рабочие места
все надеются
действительно многим не понятно, что собственно в этой дороге такого.
И уже как-то неинтересно объяснять людям.
А главное - вот даже если представить такую прекрасную мифическую дорогу с прекрасными такими самосвалами рядом с которыми фотографируются прекрасные туристы... вот все это можно даже вообразить. Но просто Федоров - это не тот человек, который что-то сделает к этому прекрасному будущему.
Вроде его слова и обещание рабочих мест и вообще эволюция и развитие промышленности. Да, все понятно. Но просто Федоров - это тот человек, который пришел победить. С ним надо один раз пообщаться, чтобы понять, что держаться надо подальше. А нац парк и Федоров в совокупности - я это даже и не знаю как назвать...
lucas1972
Sep. 5th, 2012 02:04 pm (UTC)
а все-таки, можно что-то конкретное сказать?
на тему дороги, разработки месторождений и т.д.
2_travellers
Sep. 5th, 2012 02:21 pm (UTC)
а что конкретно?
Все, вроде уже сказано.
Почему дорогу нельзя - это материал http://2-travellers.livejournal.com/141677.html
месторождению мы помешать не можем. Это только президент может что-то сделать. Но президенту не до нас.

Обывателю не в теме очень сложно понять о чем сыр-бор. Ну, дорога, ну и что. А на самом деле как стали ездить белазы из карьера на Малом вудъявре, так я больше не хожу и езжу туда на велике. Пылища, носятся туда-сюда, не приятно просто. И это мы не говорим даже о цветочках и зверюшках.

И потом - о рабочих местах никто и не говорит, пусть возят через север. Но они даже связываться не хотят с этим. И диалога вести не хотят.

Это я раньше бросалась объяснять что-то, доказывать кому-то. А теперь поняла, что раз человек изначально не понимает, то убедить его в чем-то нереально. А время это все занимает.
( 16 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com