?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про русские корни

Кому надоели мои вопросы без ответов, лучше не читать. А то опять буковки, буковки, депрессивный настрой с редкими вкраплениями юмора, скорее черного.

Я в последнее время много думаю о нации и о национальном сознании.

От русских слышу - они (ну, кто-то там) вырождаются, у них нет ничего ценного, никаких корней.

А они нужны эти корни? Честно. Не могу понять.

А вот кто такой американец? Это человек любой расы.

А русский - это РУССКИЙ (с большой буквы и придыханием). Это не жид, хохол или молдаванин. Русский - это Ого-го кто.

Мы русские, и мы едины, и мы сильны. Наша русская империя еще со времен царя гороха существовала. Наши корни, наши традиции.

Почему я не хочу иметь с этим ничего общего? Я ведь русская. Причем, даже без примеси. Вот у Сережи примесь есть, целая одна четвертая что ли. Так с ним все понятно. А вот я - русская вся и абсолютно, и не могу я это слышать про нашу избранность. И не верю я в нее кроме всего прочего.

Мы русские, и мы сильны. У меня тут же вопрос возникает - а чем сильны?

Наша империя существовала... - И что же наша империя сделала, придумала?

Надо гордиться вот этим уже фактом нашего длительного существования - А почему надо?

Некоторые просто и с нажимом гордятся - Мы русские. Чем гордиться-то? Нет, правда. Весь мир уже давно перемешался по 28 раз.  Возникают новые сообщества людей со своими уже новыми традициями.

Ха, вот они и без корней. А у нас корни. - И что? Это делает нас более счастливыми? Или какими-то особенными? У нас что-то за счет этого лучше получается?

«Мы от Наполеона Европу освободили. Мы от фашистов весь мир освободили» Ну, еще у нас есть Пушкин и Толстой. - Ага, можно подумать, что Байрон и Шопенгауэр чем-то хуже.

А все эти мысли набежали на фоне того, что начали смотреть фильм «Братья по оружию». Фильм хороший, но не для меня. Про войну я не могу смотреть. Я слишком живо себе все представляю. Слишком. Точно так же мне не надо ничего читать и смотреть про холокост. Пропуская это через себя, а по другому я не умею, я потом дышать долгое время не могу.

Так в фильме про высадку. Я Сереже говорю: «Вот они со своей высадкой так носятся. Ведь они же даже не знают, что мы пережили. С другой стороны - в нашей истории американцы появляются исключительно на Эльбе. Где они были до этого времени неизвестно. Мне лично стало только из кино это известно. Но я-то училась во времена прекрасной советской школы, а по истории имела пятерку, поэтому мне простительно ничего не знать.»

Так я совсем не понимаю про американцев, как они пошли воевать? А ведь многие добровольцами же, защищать чужое. Конечно, они могли бояться, что и их постигнет та же участь. Не хотели они господства фашистов на планете. Но все равно. Они с другого конца земли. Мы защищали свое. Мы пережили чудовищное горе. Мы воевали за себя.

Американцы ничего не пережили, если не считать Перл Харбор (с которым они тоже носятся). После нашего Сталинграда, Ленинграда, Москвы все остальное кажется не таким трагичным что ли. У них не было ни голода, ни блокады, ни эвакуации. Так вот - что заставляло американцев идти в бой. Мне не понятно. В моей голове это выглядит большим подвигом.

«Он русский - и это все объясняет»
Что объясняет? Кому объясняет? Почему мне это ничего не поясняет?

Сколько примеров мы знаем о мужественности и самоотверженности людей разных народов. И я бы не сказала, что у нас с этим делом как-то особенно налажено.

Но продолжает культивироваться и взращиваться - Мы русские особенные.

Мне так кажется, что мы русские плохообразованные, забитые и затравленные, злобные, плоховоспитанные, довольно агрессивные и готовые отдать последнюю рубаху (и то не сразу).

А плохих и хороших людей везде в равных пропорциях во всех народностях.

А корни - хорошо это или плохо все-таки? Я не знаю, чувствуется в этом мне и то и то.
Вот американцев часто чморят, что нет у них корней, истории, поэтому они такие. Я, к сожалению, знаю не так много американцев, чтобы о чем-то судить. Но тех, кого знаю, люди достойные. И мне кажется, что ничем особенным от меня (вроде как с корнями и историей) не отличаются.

А азиаты? У них и история и корни и традиции. И что? Они какие-то особенные? Может быть, кстати. Не зря будущее за азиатами:)

Так что размышления про корни продолжаются.
Хотя вчера услышала интересную мысль: "Надо переслушать всю музыку, перечитать все книги, а все остальное такая ерунда и не имеет никакого смысла"
Так что теперь думаю, плевать на корни, пойду Баха слушать :) и читать Бориса Годунова Пушкина (я, кстати, не читала, как оказалось)

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
inkakris
Nov. 14th, 2014 06:48 am (UTC)
Для меня корни - это когда ты чувствуешь связь многих , что за тобой стоят поеоления предков. Наверное, где-то это возможно, а в жизни я не встречала.
и да, русские агрессивны и невежественны, при этом, ессно, мнят о себе.
марин, я не хочу тебя расстраивать, но ты глубоко копала? Чисто русских людей ну очень поискать надо, не в обиду тебе. У меня-то как минимум украинцы, татары и поляки намешаны в разных пропорциях, что не мешает мне себя относить к русским- есть такое понятие - этническое самосознание:-)
2_travellers
Nov. 17th, 2014 08:44 pm (UTC)
честно говоря, мне все равно русская я или нет.
Всех кого я знаю - русские. А дальше конечно нет. Все мы произошли от негров:)
У меня почему-то нет этнического самосознания.
Я не чувствую себя русской. Я вообще себя никем не чувствую. Предки, да, возможно есть ощущение предков. Но я именно про нацию. Про наше русское прошлое.
inkakris
Nov. 18th, 2014 08:39 am (UTC)
Марин, я тебя тогда не понимаю, у тебя в посте написано, что ты русская. Как это соотносится с заявлением в комментарии?
2_travellers
Nov. 18th, 2014 11:04 am (UTC)
я пишу, что я ну пусть условно русская, но не чувствую себя русской. И не вижу в чем мы такие особенные.
inkakris
Nov. 18th, 2014 11:09 am (UTC)
ну вот я русская по паспорту и "культурному коду", если можно так выразиться, это все, что у меня в наличии
2_travellers
Nov. 18th, 2014 11:25 am (UTC)
ты чувствуешь в себе культурный код?
Я нет.
inkakris
Nov. 18th, 2014 11:29 am (UTC)
от него, родимого, никуда не деться, я в нем выросла и он у меня на подкорке
2_travellers
Nov. 18th, 2014 11:30 am (UTC)
может и у меня есть, просто я его не чувствую
shilchik
Nov. 14th, 2014 06:59 am (UTC)
Ух ты! Круть! Ты прям точно-точно уверена в чистоте своей крови? :)) (Это я шучу, если что:) А про корни, если не так глобально, как ты об этом пишешь, а брать помельче, то про себя могу сказать, что вот сейчас я перевожу в электронный вид дневник родного брата моей бабушки. Судя по всему он был очень такой...ну не знаю, педантичный что ли,за что я ему сейчас премного благодарна, поскольку дневник его очень подробный и начинается с краткого экскурса в историю, в протославянские племена. Так вот, я его дневник читаю совсем не с таким чувством, как автобиографии соотечественников. Уж насколько я люблю "Подстрочник", "Жизнь Рудольфа Баршая", "Счастливую девочку" и т.д. и т.п , с удовольствием читала биографии Чехова, Пушкина, Толстого и даже Юрия Гагарина, но дневник деда - это совсем другое, это МОЕ со всеми приятными и неприятными моментами жизни МОИХ прямых предков. Это и есть корни, наверное. И мне как-то не очень нравится, что могилы моих близких родственников раскиданы по территории бывшего СССР так широко, что я, наверное, никогда к большей части и не схожу.
А про Пушкина, какой же он русский-русский, он русско-эфиопский как минимум:))) Или посмотри на армянские диаспоры, или любые кавказские и восточные народы, как бы мы к ним не относились, но их семейственность, их отношении к памяти предков и друг к другу вызывает у меня глубочайшее уважение. Почему-то у нас, увы, такого нет.
marina_alt
Nov. 14th, 2014 09:47 am (UTC)
Мариш, ты про что-то другое говоришь, не про корни. Ты просто про этот вот "патриотизьм" идиотский. Корни - это гораздо лучше:-). Это то, какую еду ели твои прадеды, какую одежду носили, как разговаривали, какие праздники праздновали, как в будни жили. Это про то, что мы не целиком умираем, а живем в наших детях, внуках и правнуках.
2_travellers
Nov. 17th, 2014 08:52 pm (UTC)
нет, Мариш, я и про патриотизм, конечно.
Но вот и про предков меня тоже тут развели:)
Не чувствую в себе предков.
Нет, я как раз их очень хорошо чувствую:). Но не нравятся они мне. Не хочу иметь к ним никакого отношения:)
marina_alt
Nov. 17th, 2014 08:59 pm (UTC)
а я вот очень хорошо чувствую. И когда слушаю их прекрасные, сложные песни, их разговор, вспоминаю их глаза и руки - все мои экспедиции, все это - чуть не рыдаю оттого, что все это было и ушло. И почти никто про это не знает!!! И даже ты. И думают вот так.
И я вот ненавидела кубанский - с моих мест - говор, например, и этих дурацких дядек-кубанцов с их мерзким самоощущением в городе, а когда наконец стала ездить и туда тоже, то увидела, что старики в станицах и хуторах совсем другие, и говор у них - хоть и кубанский, но другой - мягкий и уютный, и все это наносное, советское и мерзкое. Тут я много чего могу рассказывать, но один факт налицо - это то, что никто не ассоциирует с национальным. И это очень и очень грустно.
(и это я еще ничего не написала о том, как я чувствую своих армянских предков)
2_travellers
Nov. 17th, 2014 09:06 pm (UTC)
У меня или у многих это возможно связано с чем-то, что нам не привили, не воспитали.
Но мне даже история наша не очень интересна.
И это грустно, конечно.
А потом еще вместо всего хорошего начинает вдруг расти ура-патриотизм.
И я как-то мыслю глобально.
На самом деле приятно было бы с бабушкой посидеть, поговорить, послушать песни. Это очень даже здорово.
Но вот глобально. Почему-то таких бабушек у нас практически нет.
marina_alt
Nov. 17th, 2014 09:14 pm (UTC)
а где они должны быть? в детском саду? в Солнышке? почему вообще в Москве? Москва - это же не вся Россия. Каждый день во всех моих экспедициях был наполнен встречами с этими людьми, Мариша, и это удивительно, если сложить все их рассказы, сколько они вынесли, как это все было, и какое у них отношение ко всему невероятное!
то, что ты мыслишь глобально, как-то отметает "просто людей", понимаешь? глобально - это пусть Путин думает и прочие эти хрены. А вокруг - люди, и среди них очень много хороших людей, удивительных, если смотреть на каждого отдельно, понимать его, наблюдать, то складывается такая потрясающая картина, что глобально уже не сможешь смотреть вот так - сразу на все.
2_travellers
Nov. 18th, 2014 11:11 am (UTC)
Нет, как-то все не так повернулось. Люди отдельные мне интересны. И мне много что интересно. И бабушки тоже. И история. Но не чувствую я это своим. Вот что. Вот ты слышишь русскую народную - и в тебе что-то шевелится- возникает? Во мне нет. Хотя мне и интересно.
Возможно это потому что вокруг меня это не пелось. Или по другой причине. Я совсем не чувствую себя русской, понимаешь? Не в смысле русской. А вот корней своих не чувствую совсем. Или не так опять:) Корни я свои чувствую, но они мне не кажутся нужными. и я не чувствую их русскость (может у меня просто корни плохие и поэтому так все?). И я не понимаю, почему надо за них цепляться. Интересоваться, знать - да. Но вот как бы это самосознание национальное - не знаю, зачем оно нужно. Или вот какой-то маленький народ исчезает. Вот сейчас исчезнет. Да, жалко. Песни собрали, сказания, все нет его. И я не считаю, что это плохо, и что надо во чтобы то ни стало все это продолжать. За всю историю человечества куча народов было, исчезало, появлялось, опять исчезало. Не понимаю, зачем надо вот это вот цепляться - я русский. Ну, не знаю, удалось мне как-то выразить или нет. Скорее нет:(
marina_alt
Nov. 18th, 2014 11:18 am (UTC)
вокруг меня в детстве тоже этого не пелось. Пелось армянское как раз:-).
у тебя тут просто очень много всего в кучу намешано - и "цепляться", и кто цепляется и с какой целью, и как бьют себя в грудь кулаком - "я русский". Но вот я же не бью, но я это чувствую и люблю. Тут всего у тебя много, сложно разобраться и говорить об этом:-)
2_travellers
Nov. 18th, 2014 11:28 am (UTC)
ну, тут уже не про патриотизм. Даже просто люди гордятся - я русский.
Или вот малые народности считают важным сохранить свои традиции. 200 человек осталось, а вот надо сохранить.
И я считаю, что вот это национальное самосознание приводит-таки к проявлениям национализма. Как только начинается - мы крутые, так потом начинается, а мы круче.
Как и с верой. Вера приводит к крестовым походам. Национальность приводит к национализму. Может я все упрощаю.
marina_alt
Nov. 14th, 2014 09:47 am (UTC)
ой, я прошу прощения, Саш, написала не корне, а в твою ветку
2_travellers
Nov. 17th, 2014 08:49 pm (UTC)
в чистоте крови я не уверена. Тем более откуда эти русские и т.д. Просто всех родственников, которых я знаю, они русские. А дальше скорее всего нет, конечно.
Насчет предков - не знаю. Как раз не очень мне понятен этот вопрос.
Почему-то у меня нет связи ни с предками, ни с русской нацией. Возможно не воспитали.
А документы предков - пытаюсь прочувствовать в себе. Вот у Сережи есть знаменитый писатель в родственниках. Весь его архив хранится в музее. И вот Сережа почему-то не идет туда его читать. А я в себе пытаюсь понять, пошла бы я?
Не знаю, я смотрю в будущее с учетом прошлого опыта. А почему-то на все, что сзади не хочется мне смотреть.
Может это только моя проблема.
che_k
Nov. 25th, 2014 10:55 am (UTC)
Ну мне вот кажется, что все русское, чем можно было гордиться, было выкорчевано, изуродовано и уничтожено за революцию, три войны (включая гражданскую) и репрессии. И все это - всего лишь первая половина 20 века. А сейчас натужно пытаются вытащить из пепла все давно забытое. И мне вот это не нравится. Мы уже слишком другие. Нам нужно уже придумать что-то новое, а не копаться в истории в поисках безвозвратно ушедшего. Или просто жить дальше, оно само придумается.
И потом, для меня и патриотизм и религия и всякие яростные увлечения какими-либо течениями - это все поиск стержня. Не все люди могут жить без мощной опоры снаружи. Без опоры вообще жить страшно, а искать ее внутри себя очень тяжело
2_travellers
Nov. 25th, 2014 12:18 pm (UTC)
как хорошо сказала:)
действительно поиски опоры. я тоже некоторое время искала. теперь перестала.
( 21 comments — Leave a comment )

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com