?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кроме того, что с Маргаритой случилась некоторая неприятность* и с этим было связано очень много всего, что не опишешь словами. Вместе с лечебными мытарствами на меня  обрушился поток мыслей на тему - насколько все зыбко и нестабильно в этом мире. Вот секунду назад был торт и прекрасный день, и вдруг все в одну секунду, которая как и положено длится очень долго (и потом в голове бесконечное количество раз прокручивается и прокручивается, не давая спать) и вот в одну секунду совершенно неожиданно начинается практически конец света.
Весь этот мир настолько хрупок, что даже и не понятно, кто, как и почему тут еще живет.
*с девочкой  уже все в порядке

Так вот кроме все прочего Маргарита вдруг сегодня и опять неожиданно роняет мой новый ноутбук с большой высоты. Ноутбук подозрительно покорежило. И, конечно, вот именно это - полная фигня по сравнению с детскими травмами. Но я в панике начала скидывать все данные, вдруг он больше не включится, и заодно чистить от ненужного. И нашла эссе, которое Максим написал после поездки с классом в Орел. Почему-то я это эссе не читала, хотя он прислал мне его давно - еще осенью.

Главный мой вывод, что яблоко от яблони недалеко падает. Но  я не понимаю, почему человек так любит и одновременно не любит. Потому что я однозначно, например, не люблю все русское. Сережа однозначно любит. А в Максиме все это соединилось. Ну, а как должно быть иначе :).

Эссе с  правками, потому что там сильно вольно себе позволено.


Сначала P.S.
Максим часто мне говорит - "Ну, ты прямо как мама той-то или того-то" Его все время удивляет, что я - обычная беспокойная и бестолковая самка.
А сегодя  я ему  отвечаю: "Ну, слушай, мне кажется, что я все-таки не похожа на большинство мам."

Подумала...
И еще подумала...
"Хотя может это я себе льщу. А сама  в сущности такая же дура" И так покивала головой, как индюк, доказывая сей тезис.
Потом мы долго смеялись, и Максим выразил мысль, что это самое смешное, что я за последнее время сказала.
И это маленькая победа. Потому что обычно мое мыследеление оценивается словами - ЛОЛ, БАЯН, ГОСПОДИ, МАМКА ТВОЯ, серия матерных слов про себя...
А тут, можно сказать, комплимент.

P.S.2
Пришел из книжного магазина и дает книгу со словами: "Подрок тебе"
Книга под названием "Как наладить отношения с подростком"
Я: "Ты уже не подросток"

Итак, эссе

Максим Коняев.
Общество филологов.


Я был недавно в Орле, а там Тургенев, Лесков - их места славы. Великих русских писателей великое русское место.

Мне все это напомнило одну историю. В январе 14 года было десять лет как умер Миклош Фехер. Ну, футболист такой венгерский. Он умер на поле, во время матча. Сердце там, все такое (хотя допинг, конечно, скорее всего). И был очень красив. Как Бэкхем. И про него сделали прекрасный видос, где он так падает медленно, и грустная песня, и все рыдают. Собственно, так он и стал знаменит. Рождается социальный миф – и все уже считают его великим, рано ушедшим молодцом. Это не я говорю, а социологи 20 века.
Да-да, где-то уже видел.

Родилась, естессна, критика, мол «это все школота хороший футболистов не видела, а уже великим всех попало называют» (я бы на вашем месте полезла бы посмотреть, что такое школота, я вот не знала). Сказали деды. И как-будто бы правы. Потому что не великий он футболист.

Но стоп. Что такое великий.
Я не знаю. Не знаю, что это за понятие. Не знаю, каково это быть великим. Не знаю этого чувства. Вы знаете? Они знают? Понимают?

Я читаю книги очень медленно. Потому что я все подчеркиваю и выписываю. И веду диалог с автором. И соотношу. Я не филолог, просто по-другому не признаю. Мне кажется, из прочтенного я понимаю чуть, возможно, возможно, возможно, это молитва, чуть больше, чем те, которые не производят работу с текстом. Возможно. Чуть-чуть. Возможно и нет.
Но так или иначе, кажется мне, что понимание это работа. Понимать тяжело. Вникать, сопоставлять, полемизировать. Понимание - это работа.

Кто те люди, которые понимают Толстого. Или Лескова там. Или Тургенева. Кто они? Что они могут сказать? Я не знаю. Все говорят, что все понимают. Понимают, что такое быть русским. Поэтому они русские. Я не понимаю, что значит быть русским. Кроме как быть гражданином РФ. Честно. Не возникает у меня чувства русскости меня. А они понимают? Все русские? Нация филологов. Пристальная работа с текстом. Пристальная работа с жизнью.

Может, конечно, и да. Но кажется мне, вы понимаете, к чему я.

Знаете, что Гончаров писал о Тургеневе. Вот об этом Тургеневе.“Иногда мне бывает лень писать, тогда я беру — как Вы думаете, что? — книжку Ивана Сергеевича: она так разогревает меня, что лень и всякая другая подобная дрянь улетучивается во мне и рождается охота писать. Но тут и другая беда: я зачитываюсь книги, и вечер мелькнет незаметно. И вчера, именно вчера, случилось это: как заходили передо мной эти русские люди, запестрели березовые рощи, нивы, поля и — что всего приятнее — среди этого стоял сам Иван Сергеевич, как будто рассказывающий это своим детским голоском, и прощай Шанхай, камфарные и бамбуковые деревья и кусты, море, где я — все забыл. Орел, Курск, Жиздра, Бежин луг — так и ходят около”

И все, кто услышал эту фразу при мне, понимающе закивали головой. Понимающе, понимаете?
Что вы все нашли в этой природе? Что такое земля вот эта русская? Что это, вообще?



Возможно, это экзистенциальное знание, а не рациональное. Но каждый раз, когда в тексте Тургенева или Толстого или вообще кого-либо еще, я вижу что-нибудь про «русского человека» мне становится нехорошо. И не хочу больше это читать. Я не понимаю. Чтобы понять это, нужно либо очень много прочитать, либо быть тем самым мифическим русским.

Да, конечно, культура саморефлексирует, без этого никуда. Но почему почти все русские, с Чаадаева начиная, пишут про то, что такое Россия и каково ее место? Почему?
Почему Ницше пишет про вселенную, Платон про вселенную, а русские про Россию? Даже философия Флоренского в конечном итоге сходит к этому. К тому, что Россия – главный знак и символ. У него все логично, но последний шаг – ломает все.
Справедливости ради добавлю в конце, что в двадцатом веке у эмигранствующей литературы этот вектор теряется. Хотя… Солженицын тоже рассуждает про родину (но там, вроде, с маленькой). В «Лолите» тоже можно найти такой уровень. Да, в «Лолите». Да, про Россию.

И еще добавлю. Выход, конечно, есть. Надо спросить у тех самых филологов. Которые живут здесь. Что они скажут мне?
Возможно, что Родина это Богоматерь. Вот и думай теперь. Что это значит? Богоматерь…

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
kanister
Feb. 2nd, 2015 03:38 am (UTC)
Маринка, Макс просто меня сбивает с ног. и очень да, вы оба просвечиваете сквозь все это. но как он вот будет дальше со всеми этими мыслями. хотя... может быть помается, а потом отставит в сторону и станет учиться и деньги большие зарабатывать.
слушай, а что с Марго?
2_travellers
Feb. 2nd, 2015 06:20 am (UTC)
не знаю, как он будет дальше. Как мы - мучаться
А насчет Марго, надеюсь все будет нормально, и подумала, может нам начать скидываться Флюре памятник поставить?
2_travellers
Feb. 2nd, 2015 06:54 am (UTC)
а вот, кстати, мне интересно, для тебя Бежин луг является символом каким-то? Я вот думаю, для меня нет, потому что я выросла на Камчатке - а у тебя есть?
kanister
Feb. 3rd, 2015 03:29 am (UTC)
нет. я вообще его не помню, если честно.
nastika
Feb. 2nd, 2015 05:27 am (UTC)
Эк его колбасит-то! :) И твои прямо вопросы, мне даже казалось, что это ты пишешь :)
А про здоровье детей все так, уж они ухитряются нам доставить массу моментов...
2_travellers
Feb. 2nd, 2015 06:21 am (UTC)
ага, я тоже сначала подумала, что текст мой, до первого слова, которое я, кстати, удалила:)
nastika
Feb. 2nd, 2015 09:24 am (UTC)
Мат? :) Зачем удалила-то, это ж авторское..
2_travellers
Feb. 2nd, 2015 10:48 am (UTC)
мат, как и водка позволительно только с совершеннолетием:)
2_travellers
Feb. 2nd, 2015 06:55 am (UTC)
у меня тут соцопрос:) - для тебя Бежин луг является символом каким-то?
nastika
Feb. 2nd, 2015 09:37 am (UTC)
Хм, я тебя сейчас, наверное, удивлю, но я не особо помню это произведение. В школе, наверное, было, но мимо прошло. Сейчас глазами пробежалась - я и читать это не могу, меня всегда описания чего-либо больше одного абзаца мучили. А тут еще язык такой, непростой...
Но если по сути - то да, трогает. У меня, конечно, почти все детство прошло на Камчатке, но самое-самое раннее детство, до 2 лет, а также потом раз в год-два-три я ездила на родину, к бабушке в Ивановскую область. И там да, вот примерно так и было. И оно как-то ярче было, чем все камчатское, потому и запало. Деревья выше, лето теплее, грозы чаще, дожди сильнее, просторы просторнее :))
Впрочем, мне и Средняя Азия очень запала. Да и вообще все яркие детские впечатления.
2_travellers
Feb. 2nd, 2015 10:37 am (UTC)
да яркие детские. Потому я и Москву люблю, и степь южную жаркую, где у бабушки бывала:)
shilchik
Feb. 2nd, 2015 06:45 am (UTC)
Надеюсь, с Маргариткой все в порядке. А ловко Максим футбол приделал к русским классикам:) И...это...только уж не обижайтесь, но по-моему у вас какая-то болезненная тема национальностей:) На меня большое впечатление в мае прошлого года произвело отношение к самим себе жителей Абхазии (там, как выяснилось, не только Абхазы), как они чтут традиции, как они поддерживают связь со своими, живущими уже не в первом поколении в Турции, в США и в других странах и при этом сохраняют свой язык и свои жизненные позиции, характерные именно для них.
2_travellers
Feb. 2nd, 2015 06:51 am (UTC)
наверное, это болезнь истинных русских:)
На самом деле тут не про национальность. Тут размышления об ощущениях в себе.
Он открещивается от филологов, типа ему не с ними. На самом деле он просто думает и рассуждает. И не находит в себе. И думает, а те, кто кивают - они находят в себе или просто кивают.
А традиции - мы же не Абхазия. У нас нет традиций, они уже все давно утеряны. У нас на самом деле есть только русская литература, которая осталась нам наследство от традиций:), ну, еще православие - но это уже кому как повезет.
2_travellers
Feb. 2nd, 2015 06:53 am (UTC)
на самом деле многие просто не думают - русский не русский, принимают как факт. А он думает - а что это, а есть ли это во мне, не находит.
У нас нет самоиндификации. И кому-то это не важно. Ему важно. Он как раз сильно русский, но при этом не находит и не чувствует в себе - от этого и фрустрация. И у меня также.
2_travellers
Feb. 2nd, 2015 06:56 am (UTC)
а еще до кучи решила я у камчадалов спросить про Бежин луг - это для тебя символ некий? Душа начинает трепыхаться от упоминания о наших русских просторах? У меня есть мысль, что это связано с тем, где ты вырос.

Edited at 2015-02-02 06:56 am (UTC)
shilchik
Feb. 2nd, 2015 07:21 am (UTC)
Нет, Бежин луг ничего во мне не трепыхает:) А вот Козыревск, Ключи, лыжня на Авачу, которую нам в ФБ Анька показывает регулярно, Корякский, Шивелуч, б-р Пийпа - вот это вызызывает не то что трепыхания, а бурю с колоссальной амплитудой колебаний:)))
2_travellers
Feb. 2nd, 2015 07:24 am (UTC)
ну, так о том и речь.
Я вот тоже Серег говорю все время - я не впитала это в детстве. Все эти русские просторы. Я горы люблю. Вот от чего у меня сердце трепещет. А уж вулканы ууух.
Вот и Максим вырос в северной глуши. Может от этого он и не понимает, где он есть этот Бежин луг и скрепы наши русские:)
natovich
Feb. 2nd, 2015 07:21 am (UTC)
Немудрено, проживая на 23 км, пуститься в рассуждения о русском величии, и Богоматери в придачу. Как-никак великое русское место, уже нескольких русских писателей.
Я тоже много думаю, отчего русские возомнили о себе, как о чём-то особенном. Мудаки, я уверен, размазаны по белу свету более-менее ровным слоем - на территории РФ, судя по всем признакам, концентрация погуще, но повод ли это для гордости? Русская литература, если её сжать до нескольких килобайт, однозначно ничего хорошего о русских не сообщает - кроме плача и рыданий, включая от смеха, вы там ничего не услышите. Одних березок, убийств животных и плохих людей, посиделок у костра (лишь бы не работать), да тискания девок по сеновалам - мне кажется, всё-таки маловато для национальной гордости. Короче, вся русская идея целиком состоит из маскировки чувства собственной неполноценности. Кроме ржавой ракеты и испохабленного помойкой пейзажа размером в одну шестую суши - предъявить миру нечего. И, как это бывает с дебиловатыми подростками - ничего не остаётся, как махать кулаками, утверждая авторитет в классе. Такую дебиловатую Русь мы и воспеваем в своих безбожно льстивых рунах... А зачем? Компенсация, такая психологическая штука. Но лучше бы конечно умели что-то делать руками.
2_travellers
Feb. 2nd, 2015 07:23 am (UTC)
И хотя вот как-то жестко написано. Можно ведь и без мудаков и без дебилов. Но с главной мыслью я, пожалуй, согласна.
natovich
Feb. 2nd, 2015 07:32 am (UTC)
Марина, у меня мама смотрит русское тв. Отчего я имею представление о том, что такое русское тв. А так бы и не догадывался бы. Не догадывался бы, что русские люди способны терпеть такое. Что они вообще способны на ТАКОЕ. Ты уж прости, но без мудаков никак. Это самое мягкое, что мне приходит в голову, когда я пишу о русских. И да, я верю в коллективную (без)ответственность.
marina_alt
Feb. 2nd, 2015 09:21 pm (UTC)
во дает...:-)
и да, если б ты не написала, что это Макс, я б решила, что это ты пишешь (ну кроме пассажа про футбол:-))). у вас даже слог один:-)
2_travellers
Feb. 2nd, 2015 09:23 pm (UTC)
а я все-таки думала, что у него лучше гораздо. А жаль:(
( 22 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com